Современный карбюратор представляет собой сложный и точный прибор системы питания двигателя с искровым зажиганием, обеспечивающий одновременно дозирование топлива, его испарение и перемешивание с воздухом, а затем подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Его конструкция включает сложные функциональные узлы и системы, в некоторых случаях управляемые средствами электроники. Поэтому только грамотная эксплуатация карбюратора гарантирует надежность и эффективность его работы. В разделе рассмотрены особенности конструкции, эксплуатации, обслуживания и ремонта карбюраторов серии 2108, выпускаемых карбюраторов типа «Солекс» вызвана началом производства автомобилей с поперечным расположением двигателя, таких, как ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102 и т.п. Карбюраторы типа «Озон» не обеспечивали на таких автомобилях постоянство состава топливо- воздушной смеси при резких поворотах, изменении скорости и движении на крутой подъем, так как оказалось невозможным установить их на двигатели поплавковой камерой вперед, по направлению движения, чтобы ось качания поплавка расположилась перпендикулярно оси автомобиля. При других положениях карбюратора резкие колебания уровня топлива в поплавковой камере приводили к переобеднению смеси, что нарушало работу двигателя.
Карбюраторы серии 2108 оснащены двухсекционной поплавковой камерой, позволяющей устанавливать их на автомобилях как с поперечным расположением двигателя (ВАЗ-2108, -2109, -2110, ЗАЗ-1102), так и с продольным (ВАЗ-2104, -2105, -2121, АЗЛК-21412 и т.п.). Модификации карбюраторов этой серии в зависимости от модели автомобиля, для которой они предназначены, различаются параметрами некоторых дозирующих элементов (диффузоров, жиклеров, эмульсионных трубок), а также конструкцией и размерами отдельных узлов (отсутствие штуцера обратного слива топлива в карбюраторах автомобилей АЗЛК-21412, ЗАЗ-1102 и автомобилей ВАЗ классической компоновки, не имеющих магистрали обратного слива; разные форма и размеры рычагов привода дроссельных и воздушных заслонок; наличие полуавтоматического пускового устройства в карбюраторах автомобилей семейства ВАЗ-2110 и актюаторов системы электронного управления составом смеси в карбюраторах 21083-1107010-62 автомобилей, оснащенных каталитическим нейтрализатором отработавших газов и кислородным датчиком). В остальном они практически одинаковы, за исключением карбюратора ДААЗ-1111 автомобиля ВАЗ-1111 «Ока», разработанного на основе карбюратора типа «Солекс», но с существенными отличиями (оригинальная конструкция поплавковой камеры, экономайзера и привода дроссельных заслонок).
1.1 Общие сведения
Карбюраторы серии 2108 - современные модели последовательного развития приборов систем питания производства Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ) - предназначены для малолитражных легковых автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -2110, ЗАЗ-1102 «Таврия». С карбюраторами этой серии практически одинаковы по конструкции карбюраторы ДААЗ-21051, предназначенные для установки на заднеприводные автомобили ВАЗ, ДААЗ-21071 - для автомобилей ВАЗ-2121 и 21213 «Нива» с двигателями рабочим объемом 1,6 и 1,7 л соответственно, карбюраторы серии 21041 - для автомобилей АЗЛК-21412-01 и 214123 с двигателями объемом 1,5 и 1,8 л соответственно.
На табличке, закрепленной на корпусе, указаны индекс модели карбюратора (2108, 21053, 21071 и т.д.), базовый семизначный номер изделия по ЕСКД (Единой системе конструкторской документации) и в некоторых случаях через дефис две цифры индекса, указывающие на конструктивную особенность карбюратора, т.е. его комплектацию, например: 2108- 1107010, 21083-1107010, 21053-1107010, 21051-1107010, 21083-1107010-31, 21083-1107010-62 и т.д. Базовый семизначный номер 1107010 и индекс 00 часто не упоминают. Следует отметить, что из-за особенностей системы ведения конструкторской документации на ДААЗ чертежные номера карбюраторов и индексы моделей для автомобилей АЗЛК не совпадают (21412-1107010 соответствует индекс ДААЗ-21041, а 21412-1107010-30 - индекс ДААЗ-21041-10).
Карбюраторы типа «Солекс» снабжены двухсекционной поплавковой камерой с двумя монолитными поплавками из пористой пластмассы, соединенными, общим кронштейном; традиционной (неавтономной) системой холостого хода (XX); главными дозирующими системами в первичной и вторичной камерах; переходной системой вторичной камеры; системой отбора управляющего разрежения для вакуумного корректора распределителя зажигания; клапаном отключения подачи топлива на режиме принудительного холостого хода (ПХХ); системой подогрева зоны дроссельной заслонки первичной камеры; механическим приводом дроссельной заслонки вторичной камеры с устройством блокировки ее открытия при закрытой воздушной заслонке; элементами закрытой системы принудительной вентиляции картера двигателя; диафрагменным механизмом пуска и прогрева холодного двигателя с ручным или полуавтоматическим приводом воздушной заслонки; элементами системы рециркуляции отработавших газов; экономайзером мощностных режимов с пневматическим управлением; эконостатом и диафрагменным ускорительным насосом.
Карбюратор ДААЗ-2108-1107010 базовой серии 2108 предназначен для автомобилей ВАЗ-2108 и 2109, оснащенных двигателем рабочим объемом 1,3 л.
Карбюратор ДААЗ-21081-1107010 предназначен для двигателей МеМЗ-245 и ВАЗ-21081 объемом 1,1 л соответственно для автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия», ВАЗ-21081 и 21091, отличается от базовой серии 2108
Карбюратор ДААЗ-21083-1107010-31 предназначен для автомобилей ВАЗ-2108, -2109 и -2110 с двигателями рабочим объемом 1,5 л. Главное его отличие от карбюраторов серий ДААЗ-2108 и ДААЗ-21081 - установка полуавтоматического пускового устройства и несколько иные тарировочные данные.
Карбюратор ДААЗ-21083-1107010-35 устанавливают на те же модели автомобилей, что и ДААЗ-21083-1107010-31, по тарировочным данным полностью ему идентичен и отличается лишь двухступенчатым (зима-лето) полуавтоматическим пусковым устройством.
Карбюратор ДААЗ-21083-1107010-62 с электронным управлением составом смеси устанавливают на некоторые модификации автомобилей модели ВАЗ-2109, оснащенные для снижения токсичности до норм США 1983 г. каталитическим нейтрализатором отработавших газов, а также системами улавливания паров топлива и рециркуляции отработавших газов. В карбюраторе предусмотрены актюаторы (быстродействующие электромагнитные клапаны) в системе холостого хода и в главной дозирующей системе, управляемые микропроцессором, а также элементы управления системами рециркуляции отработавших газов и улавливания паров топлива.
Для установки на двигатели с микропроцессорной системой зажигания разработана модификация ДААЗ-21083- 1107010-05 серии 21083.
Карбюраторы серий 21051, 21053 и 21073 - модификации серии 2108 - предназначены для двигателей автомобилей ВАЗ классической компоновки. Они практически одинаковы по конструкции и комплексу систем и элементов с карбюраторами серии 2108, но отличаются от них конструкцией привода дроссельных заслонок и отсутствием системы перепуска топлива в бак.
Карбюратор ДААЗ-21051-1107010 с 1986 г. устанавливают на двигатель ВАЗ- 2103 объемом 1,5 л автомобиля ВАЗ- 2105 и на двигатель ВАЗ-21011 объемом 1,3 л автомобиля ВАЗ-21072.
Карбюратор ДААЗ-21053-1107010, отличающийся от предыдущего только тарировочными данными, с 1986 г. устанавливают на двигатель ВАЗ-21074 объемом 1,6 л автомобиля ВАЗ-2107, а с 1989 г. - на тот же двигатель автомобиля ВАЗ-21061 вместо карбюратора типа «Озон» ДААЗ-2107.
Карбюратор ДААЗ-21051-1107010-30 с теми же тарировочными данными, что и ДААЗ-21051-1107010, предназначен для поставки в запасные части к автомобилям ВАЗ-2104, 2105, на которых установлен двигатель ВАЗ-2105 рабочим объемом 1,3 л, снятый в настоящее время с производства.
Карбюратор ДААЗ-21053-110701-62 устанавливают на автомобили ВАЗ-2107, 21072 и 21074 в комплектации №37, оснащенные соответственно двигателями рабочим объемом 1,5; 1,3 и 1,6 л. Автомобили этой комплектации оснащены системами улавливания паров топлива и рециркуляции отработавших газов. В отличие от других модификаций карбюраторов серии 21053 карбюратор оборудован полуавтоматическим приводом воздушной заслонки.
Карбюратор ДААЗ-21073-1107010,
предназначенный для автомобилей ВАЗ-2121 и ВАЗ-21213 «Нива» с двигателями объемом 1,6 и 1,7 л соответственно, по конструкции практически аналогичен ДААЗ-21053-1107010 и отличается тарировочными данными и установкой распылителя ускорительного насоса только в первичной камере.
Карбюратор ДААЗ-1111-1107010 предназначен для двигателей ВАЗ-1111 и ВАЗ-11113 рабочим объемом 0,65 и 0,75 л соответственно автомобилей «Ока» ВАЗ-1111 и ВАЗ-11113. Он представляет собой разновидность карбюратора типа «Солекс», но с рядом кардинальных отличий, в том числе с оригинальной конструкцией поплавковой камеры, экономайзера и привода дроссельных заслонок.
Карбюраторы ДААЗ-21412-1107010 (ДААЗ-21041) и ДААЗ-21412-1107010-30 (ДААЗ-21041-10) устанавливают на автомобили АЗЛК-21412-01 и 214123 с двигателями УЗАМ-331 и 3313 объемом 1,5 и 1,8 л. Их отличие от карбюраторов серии 2108 - иные тарировочные данные и отсутствие штуцера обратного слива топлива в бак. Кроме того, у карбюратора ДААЗ-21041-10 нет штуцера отвода управляющего разрежения для вакуумного корректора распределителя зажигания, так как автомобили с этим карбюратором оборудованы микропроцессорной системой зажигания, в которой управляющее разрежение для контроллера отбирается непосредственно из впускной трубы двигателя.
1.2 Особенности конструкции карбюраторов "Солекс"
В отличие от известных моделей «Вебер» (Weber) и «Озон» карбюратор типа «Солекс» состоит только из двух основных корпусных деталей: крышки 13 (рис. 1) и корпуса 8, отлитых из алюминиевого сплава. Крышка закреплена на корпусе пятью винтами 46 через картонную прокладку 44. По специальной технологии, обеспечивающей высокую чистоту обработки, в обеих деталях выполняют систему каналов, которые перед сборкой карбюратора очищают от металлической стружки и технологических заусенцев на специальной установке взрывом гремучего газа.
Рис.1.
Устройство карбюратора ДААЗ-2108: 1 - блок подогрева; 2 - дроссельная заслонка первичной камеры; 3 - штуцер отсоса картерных газов; 4 - рычаг привода ускорительного насоса; 5 - кулачок привода ускорительного насоса; 6 - диафрагма ускорительного насоса; 7 - топливный жиклер экономайзера мощностных режимов; 8 - корпус карбюратора; 9 - крышка экономайзера мощностных режимов; 10 - диафрагма экономайзера мощностных режимов; 11 - электромагнитный клапан ЭПХХ; 12 - топливный жиклер системы XX; 13 - крышка карбюратора; 14 - главный воздушный жиклер первичной камеры; 15 - распылитель ускорительного насоса вторичной камеры; 16 - воздушная заслонка; 17 - блок распылителей ускорительного насоса с обратным клапаном; 18 - распылитель ускорительного насоса первичной камеры; 19 - малый диффузор первичной камеры; 20 - диафрагма пускового устройства; 21 - возвратная пружина диафрагмы пускового устройства; 22 - винт регулировки пускового зазора воздушной заслонки; 23 - контргайка; 24 - датчик-винт регулировки количества смеси системы , XX; 25 - рычаг блокировки привода дроссельной заслонки вторичной камеры; 26 - штуцер подачи разрежения к вакуумному корректору распределителя зажигания; 27 - уплотнительное кольцо; 28 - винт регулировки качества смеси системы XX; 29 - сектор привода дроссельных заслонок; 30 - рычаг привода дроссельных заслонок; 31 - винт регулировки пускового зазора дроссельной заслонки первичной камеры; 32- рычаг управления воздушной заслонкой; 33 - втулка крепления тяги привода воздушной заслонки; 34 - шток пускового устройства; 35 - провод датчика-винта; 36 - рычаг воздушной заслонки; 37 - возвратная пружина воздушной заслонки; 38 - ось воздушной заслонки; 39 - шпилька крепления воздушного фильтра; 40 - топливоприемная трубка эконостата; 41 - главный воздушный жиклер вторичной камеры; 42 - эмульсионная трубка вторичной камеры; 43 - малый диффузор вторичной камеры; 44 - прокладка крышки карбюратора; 45 - штуцер подачи топлива; 46 - винт крепления крышки карбюратора; 47 - штуцер слива топлива в бак; 48 - топливный фильтр; 49 - топливный клапан; 50 - кронштейн поплавков; 51 - дроссельная заслонка вторичной камеры; 52 - ось дроссельной заслонки вторичной камеры; 53 - винт регулировки начального положения дроссельной заслонки вторичной камеры; 54, 59 - фиксаторы; 55 - рычаг дроссельной заслонки вторичной камеры; 56 - главный топливный жиклер вторичной камеры; 57 - рычаг привода дроссельной заслонки вторичной камеры; 58 - поплавок; "а" - щелевое выходное отверстие переходной системы первичной камеры; "б" - калиброванное отверстие канала системы вентиляции картера; "в" - канал распылителя главной дозирующей системы вторичной камеры; "г" - выходное отверстие переходной системы вторичной камеры; "д" - топливоэаборный канал дозирующих систем; "е" - полость поплавковой камеры.
В крышке выполнены входные горловины первичной и вторичной камер, колодцы подвода воздуха к главным воздушным жиклерам 14 и 41, а также балансировочные отверстия, сообщающие полость "е" поплавковой камеры с горловинами камер. К фланцу на верхней части крышки 13 шпильками 39 к карбюратору крепят воздушный фильтр. В литье крышки выполнена топливоподводящая полость, в которой расположен сетчатый топливный фильтр 48, зафиксированный ввернутым в резьбовое отверстие штуцером 45 подачи топлива. В другое отверстие в топливоподводящей полости запрессован штуцер 47 слива топлива в бак (на модификациях карбюраторов для автомобилей без магистрали слива топлива штуцер не устанавливают и отверстие не высверливают). Снизу в топливо-подводящую полость ввернут неразборный игольчатый топливный клапан 49, на который воздействуют через соединительный вильчатый кронштейн 50 два поплавка 58 из пористой пластмассы. На крышке установлен механизм пуска и прогрева двигателя, состоящий из диафрагменного механизма и воздушной заслонки 16, поворачивающейся на оси, установленной в горловине первичной камеры. На одном из концов оси воздушной заслонки жестко закреплен рычаг 36 с двумя штифтами, на один из которых надета возвратная пружина 37, а другой входит в фигурный паз рычага 32 управления воздушной заслонкой. Рычаг 32 может свободно поворачиваться на ступенчатой оси, ввернутой в крышку. На рычаге шарнирно закреплена втулка 33, в которой винтом крепится тяга привода воздушной заслонки. С наружной кромкой рычага 32 контактируют винт 31 регулировки пускового зазора дроссельной заслонки первичной камеры и штифт рычага 25 блокировки привода дроссельной заслонки вторичной камеры. В резьбовое отверстие крышки ввернут электромагнитный клапан 11 экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) с топливным жиклером 12 системы XX. Кроме того, в крышке выполнены каналы системы XX, переходной системы вторичной камеры и эконостата, а также запрессована его распылительная трубка и трубка 40 забора топлива из поплавковой камеры с топливным жиклером на нижнем конце. В корпусе 8 карбюратора отлита двухсекционная поплавковая камера, полости "е" которой расположены по обеим сторонам смесительных камер. В них выполняют большие диффузоры и устанавливают с натягом малые диффузоры 19 и 43, отлитые за одно целое с распылителями главных дозирующих систем. Для снижения чувствительности карбюратора к загрязнениям топливозаборные каналы "д" в поплавковой камере приподняты над дном и защищены буртиками от попадания частиц грязи, откладывающейся плотным слоем на дне. В корпусе размещены дроссельные заслонки 2 и 51 с рычажным механизмом привода, дозирующие элементы и каналы систем карбюратора. На ось дроссельной заслонки 2 первичной камеры устанавливают рычаг 30 привода с шаровой опорой для присоединения жесткой тяги привода акселератора (автомобили ВАЗ классической компоновки), а к нему при необходимости крепят пластмассовый сектор 29 для присоединения тросового привода (переднеприводные автомобили ВАЗ, АЗЛК-21412-01, АЗЛК-214123 и ЗАЗ- 1102 «Таврия»). Система холостого хода неавтономного типа помимо основного выходного отверстия имеет расположенный выше закрытой дроссельной заслонки щелевой канал а переходной системы шириной 0,6 и высотой'4,5 мм. Такая конструкция канала значительно улучшает характеристику карбюратора на режимах работы двигателя с малыми нагрузками и исключает провал при переходе от холостого хода к этим режимам. Винтом качества 28, изменяющим сечение выходного канала системы холостого хода, можно отрегулировать состав горючей смеси. На состав смеси, выходящей из переходной системы, положение винта не оказывает влияния. Чтобы исключить неквалифицированное вмешательство при регулировке двигателя на режимах XX, доступ к винту качества несколько затруднен, а канал, в который установлен винт, закрыт пластмассовой заглушкой, повреждающейся при удалении. Конструкция переходной системы вторичной камеры во многом аналогична системе холостого хода, но топливо в нее поступает непосредственно из поплавковой камеры и никаких регулировочных элементов нет. Привод дроссельной заслонки вторичной камеры механический, с последовательным ее открытием, снабжен механизмом блокировки в виде фасонного рычага 25. Механизм блокировки исключает открытие заслонки при закрытой воздушной зрслонке, благодаря чему вторичная камера не вступает в работу при непрогретом двигателе. Ускорительный насос диафрагменного типа с механическим приводом рычагом 4 от закрепленного на оси дроссельной заслонки первичной камеры кулачка 5 со специальным профилем, обеспечивающим двухступенчатую подачу топлива в распылители по мере открытия дроссельных заслонок. Причем вторая ступень впрыска совпадает с началом открытия дроссельной заслонки вторичной камеры. При открытии дроссельной заслонки первичной камеры на 40е впрыскивается около 0,5 см3 топлива, а на второй ступени - остальные 0,5-0,7 см3. Для различных модификаций карбюраторов требуются разные алгоритмы подачи топлива, поэтому кулачки имеют разный профиль и соответствующую маркировку (см. тарировочные данные карбюраторов солекс). Распылители 15 и 18 в виде трубок с обжатыми концами, выполняющими функцию жиклеров, расположены в обеих камерах (за исключением карбюратора ДААЗ-21073 с одним распылителем, расположенным в первичной камере). В блоке 17 распылителей, установленном с натягом в гнезде корпуса 8 карбюратора и уплотненном резиновым кольцом, смонтирован шариковый обратный клапан. Он предотвращает поступление воздуха в каналы системы при всасывании топлива насосом из поплавковой камеры, а также вытекание топлива из каналов, обеспечивая мгновенное срабатывание системы при резком открытии дроссельных заслонок. Экономайзер мощностных режимов , улучшающий характеристики двигателя при максимальных нагрузках, диафрагменного типа с пневматическим приводом. В специальной расточке корпуса карбюратора, под крышкой 5, притянутой к корпусу тремя винтами, установлена поджатая пружиной диафрагма 10, упором своей тарелки открывающая шариковый клапан экономайзера, через который при максимальных нагрузках в эмульсионный колодец первичной камеры поступает дополнительное топливо. Упорный винт 24 регулировки количества смеси, приоткрывающий дроссельную заслонку первичной камеры, выполняет и функцию контактного датчика положения дроссельной заслонки системы ЭПХХ. В приливе нижней части корпуса установлен винт 53 регулировки начального открытия дроссельной заслонки вторичной камеры. К нижней части корпуса со стороны каналов системы XX прикреплен блок подогрева 1, внутри которого циркулирует горячая жидкость из системы охлаждения двигателя. Такая конструкция улучшает работу двигателя на режимах XX и предотвращает обмерзание выходных каналов системы XX в холодную и влажную погоду. В корпус карбюратора запрессованы штуцер 26 подачи разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания (на некоторых модификациях карбюраторов он отсутствует) и штуцер 3 отсоса картерных газов, соединенный каналами с полостью за дроссельными заслонками. Чтобы на режиме холостого хода с полностью закрытыми дроссельными заслонками система вентиляции картера не обедняла горючую смесь дополнительным воздухом, ее каналы соединены с задроссельной полостью через калиброванное отверстие б диаметром 1,5 мм. Модификации 21081, 21041 и 21053 карбюраторов семейства 2108, как уже говорилось, имеют конструкцию, практически аналогичную описанной, и отличаются только некоторыми элементами привода дроссельных заслонок и тарировочными данными. Более существенные отличия имеет карбюратор модификации 21083-62, общий вид которого показан на рис. 2. Особенности его конструкции рассмотрены в разделе «Устройства компенсации горючей смеси».
Рис. 2. Общий вид карбюратора ДААЗ-21083-62: 1 - крышка диафрагменного механизма пускового устройства; 2 - штуцер подключения управляющей магистрали; 3 - датчик-винт регулировки количества смеси системы XX; 4 - колпачок-винт регулировки пускового зазора воздушной заслонки второй ступени; 5 - рычаг оси воздушной заслонки; 6 - патрубок отвода паров топлива из поплавковой камеры; 7 - актюатор системы XX; 8 - пластина крепления крышки пускового устройства; 9 - стяжной болт половин нагревательного элемента; 10 - крышка полуавтоматического пускового устройства; А - метки для установки правильного взаимного расположения элементов пускового устройства.
Подробнее: http://autocry.ru/solex/Solex_1_2.html